| Содержание |

Тема 7. Межличностные отношения.

Понятие общения, его функции

Общение специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся: 1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2.   Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3.  Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4.  Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5.   Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Функции общения

1.      социальная функция:

а) пеpедача индивидуального и общественного опыта,  тpансляция культуpы;

б) фоpмиpование и pеализация всех видов общественных отношений;

в) создание социальных общностей - гpупп;

г) важнейший элемент социального обpаза жизни личности.

2.      инструментальная функция:

обслуживание pазличных видов совместной,  гpупповой пpедметно-напpавленной деятельности, согласование деятельности....

3.      общепсихологическая функция:

сpедство удовлетвоpения,  базовой функциональной потpебности в общении,  усвоения  и  pазвития социально-обусловленных психических пpоцессов,  высших психических функций:  мышления,  pечи, воспpиятия, внимания и т.д.

4.      социально-психологическая:

а) коммуникативная (установление контакта между людьми,  обмен инфоpмацией);

б) социально-перцептивная  (взаимовосприятие  личности  друг друга);

в) создание и pазвитие межличностных отношений;

г) гpуппообpазование и гpупподинамика, сплочение гpуппы;

д) побуждение, оказание влияния, кооpдинация и взаимопонима-ние в pамках совместной деятельности;

е) выpажение эмоций;

ж) социализация личности.

Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.   Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.  Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.  Ориентировка в личности собеседника.

4.  Планирование содержания своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5.   Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6.  Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.   Корректировка направления, стиля, методов общения.

 Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т. п.), обращаться к собеседнику со слов «Я», «Мне», лучше начать разговор словами «Вы», «Ты» («Вам не кажется...»; «Ты не мог бы...» и т. п.), «наполнять» контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.

Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

   вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;

   выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

   начать решение основной задачи общения.

На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его. Если у  собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием — присвоить собеседнику желательное качество: «Зная вашу старательность...», «Вы такой настойчивый...» Не менее эффективна похвала в адрес собеседника, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации.

Для этапа восприятие и оценка ответной реакции собеседника с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение.

Разумная аргументация при деловом общении является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.

Виды общения, тактики общения

Выделяют следующие виды коммуникаций:

  формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

  неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов);

  вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх;

  горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

  межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.

Горизонтальные потоки сообщений в организации имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.

Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников равного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.

Централизованные сети способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы выполняемой деятельностью.

При этом выделяют 4 коммуникативные роли:

1)  «сторож» — контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры);

2)  «лидер мнений» — способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом);

3)  «связной» — связывающее звено между группировками в коммуникационной сети;

4) «пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а)  стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б)  «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в)  плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

г)   отсутствие внимания и интереса собеседника, — а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

д)  пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е)  ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение;

2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу». Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения:

Общение как обмен информацией

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Выявим специфику в самом процессе обмена информацией.

1.                В этом случае мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности, и что на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Здесь особую роль играет значимость информации: информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2.                При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3.                Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4.                Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия», кот. действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Эти средства создают некоторый дополнительный «фон», на котором основная информация выигрывает, т.к. фон преодолевает фильтр недоверия (музык. или цветовое сопров. речи).

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных  образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Передача информации возможна:

  другим лицам;

  для выполнения задач.

Передача информации может осуществляться в следующих направлениях:

а) сверху вниз:

  постановка задач (что, когда делать),

  инструктирование (как, каким образом, кто);

б) снизу вверх:

  донесения об исполнении,

  донесения о проверках,

  донесения о личном мнении сотрудника;

в) в горизонтальном направлении:

  обмен мнениями,

  координация действий,

  планирование,

  сообщения об исполнении (рис. 2).

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1) отправитель информации;

2) сообщение — собственно информация;

3) канал — средство передачи информации;

4) получатель информации.

Коммуникативная компетентность. Стратегии общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а)  стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б)   «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в)  плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г)  отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д)  пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е)   ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж)  неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое—диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Речь как средство коммуникации

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Существует много моделей. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:

 

1

Кто передает сообщение

 

Коммуникатор

инф. передается в завис-ти от доверия к коммуник-ру

2

Что передается

 

Сообщение

завис от адресности инф-ции и от отношения к ней.

3

Как осуществляется передача

 

Канал

опосредованное или непосредственное, важна степень свободы. (TV- минимальная)

4

Кому направлено сообщение

 

Аудитория

не поддаваться иллюзии пассивности

5

С каким эффектом?

 

Эффективн-ть

смотря чего хотеть…

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия. В области воздействия текста сообщения применяется методика контекст-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр., а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.

Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения.

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия – возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычленение «отдельного» взаимодействия практически невозможно. Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы сопротивляемся, в другом – наши действия «заодно»; в третьем – партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и, обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа.

Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд.

1) Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп людей. Есть выражение – заразительный смех, также может быть заразительной злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание.

2) Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным или групповым и происходит на созна­тельном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так вос­принимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его соб­ственными.

3) Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивирован­ного подражания.

4) Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», не «ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у мужчин – в дело­вой сфере, у женщин, чаще всего, в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

5) Наконец, пятый уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. И те руководители, которые умело пользуются при общении с людьми всем набором психо­логических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности. Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также чле­нов группы одного статуса. Они включают в себя как вос­приятие, так и понимание людьми друг друга. Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности другого.

Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо.

На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллектуальным особенностям: умный или глупый; по характеру: жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный.

Самый высокий, третий уровень глубокого понимания человека включает выявление системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

Существуют две формы познания. Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития этой способности:

– первый уровень – низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;

– второй уровень – по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека;

– третий уровень – отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия с ним.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей – рефлексия.

Для рефлексии свойственна усиленная подверженность определенным тенденциям искаженного понимания особенностей других людей на основе стереотипизации, когда по одной–двум чертам относят человека к определенному стереотипу и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу:

а) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;

б) эффект «ореола» и другие рассмотренные ранее эффекты.

Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации об­щения ведущий и кто — ведомый. Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет (В Э. Берн) позиции «Родитель», «Взрослый», «Дитя», на основе которых строится реальный процесс взаимодействия.

Это позиции - Ребенка, Родителя, Взрослого - которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня — или одна из них может преобладать в поведении человека.

Единица взаимодействия называется трансакцией. Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутстрии друг друга. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией. Трансакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию».

Взаимодействие с позиции Родителя предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодействие с позиции Взрослого предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции Дитя предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное дитя»), либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующее дитя»). Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста—любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «приспосабливающегося ребенка», «свободного ребенка»  и «бунтующего ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.

Виды трансакций

Трансакции (ТА) - это единица общения. Она начинается с трансакционного стимула - того или иного знака, осведомляющего о том, что присутствие одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием - трансакционной реакцией. При этом человек, вступающий в акт общения, неосознанно выбирает себе подходящее состояние Я и предлагает выгодное для себя состояние Я - собеседнику. Если собеседник принял это состояние - (а он может не принять), то он оказывается в определенной психологической зависимости от этого человека .

Цель трансакционного анализа - выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Все ТА делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Кроме этого, последователями Э. Берна позднее были выделены прямые, непрямые и смазанные ТА.

Виды трансакций

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ <b>Виды</b> <b>трансакций</b>

Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.

Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция (рис. 9). Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении.

<b>Виды</b> <b>трансакций</b>При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: "Ты не видела, где мои запонки?". Дополняющим здесь может быть признан ответ: "Запонки лежат на столе". Однако собеседник может вспылить: "Вечно я у тебя во всем виноват!" (Детский вариант) или "Ищи их там, куда сам положил!" (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ

являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые ТА - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации <b>Виды</b> <b>трансакций</b>(рис.10).

Виды трансакций

Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: "Эта модель лучше" и "Она вам не по карману". На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: "Вы, безусловно, правы и в том, и в другом". Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: "Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей". Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Более поздние исследователи выделяют ПРЯМЫЕ, НЕПРЯМЫЕ, СМАЗАННЫЕ ТА.

Прямые - это Я-Ты трансакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику. Непрямые - Я-Он, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице. Смазанные - Я-Вы Все, при которых человек обращается к группе людей.

Как правило, проводя групповой тренинг, тренер использует только прямые ТА и просит участников придерживаться именно этого типа ТА. Многие семейные пары начинают работу с непрямых ТА, играя в игру "суд": "Он никогда ничего не делает по дому". В этой игре психологу отводится роль судьи или присяжного, и ожидается, что он втянется в эту игру. Когда психолог просит пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закрывается, а они становятся доступнее психологической работе. Пока они говорят друг о друге в третьем лице, интимность и близость для них становится практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель - перестать ссорится и стать ближе друг к другу.

Смазанные ТА могут использоваться при сообщении организационной информации: "Все знают, что сегодня вечером семинар?". В других случаях их применение усложняет общение. К сожалению, даже психологи используют смазанные ТА неаккуратно. Например, обычным является вопрос тренера к психологической группе, после того, как один из участников что-то сказал: "Что группа чувствует по этому поводу?" или даже хуже: "Что группу заставляют чувствовать его слова?". Проблема с первым вопросом состоит в том, что "группа" ничего не чувствует, ибо является социальным единством, а не эмоциональным. Один из участников может злиться, другой расстраиваться, третьему станет больно, четвертый запутается, пятый заскучает. Со вторым вопросом вязана дополнительная проблема - ни один человек не может ничего заставить другого; каждый из нас несет ответственность за свои чувства.

Hosted by uCoz